Выяснен «возраст» кислорода в атмосфере Земли — исследование

Исследователи из США, Великобритании и Дании проанализировали состав морских осадочных пород из Южной Африки, которые относятся периоду палеопротерозоя — от 2,5 до 1,6 миллиарда лет назад.

Результаты нового исследования международной группы ученых говорят, что кислород появился в атмосфере Земли 2,22 миллиарда лет назад, то есть на 200 миллионов лет позже, чем предполагалось ранее. Об этом сообщает журнал Nature.

По изотопным сигнатурам серы, железа и углерода ученые восстановили детальную картину изменения окислительно-восстановительной среды в океане во время палеопротерозоя.

Первоначальное обогащение кислородом, до значений порядка десяти-пяти от того, который фиксируется в атмосфере сейчас, прошло около двух с половиной миллиарда лет. Но все это время кислородный уровень падал и  повышался, а 2,22 миллиарда лет назад стал постоянной частью атмосферы Земли.

Этим эксперты объясняют резкие климатические изменения, в частности, четыре глобальных оледенения.

«Соотношения атмосферных газов: кислорода, метана и углекислого газа провоцировало резке похолодание. Возможно основными источниками парниковых газов были вулканы, ведь периоды потепления связаны с активными фазами вулканизма. При затихании вулканов снова наступало оледенение», — говорится в исследовании.

Второе повышение содержания кислорода в атмосфере Земли произошло во время перехода протерозоя в кембрийской период и создало условия для развития сложных форм живых организмов.

Ранее сообщалось, что Марс обладал кислородной атмосферой примерно четыре миллиарда лет назад, задолго до обогащения воздушной оболочки Земли кислородом, что произошло примерно 2,5 миллиарда лет назад.

Ученые предсказали атмосферную катастрофу на Земле